Главная » Статьи » Трудности воспитания |
Детские психологи описывают семь основных особенностей
("семизвездие"), характерных для поведения ребенка в период кризиса
трех лет.
Как угодно, лишь бы не так! "В последнее время любимыми словами Егора стали "Не хочу!" и "Не буду!". "Иди кушать" - "Не хочу!" - " Собери игрушки" - "Не буду!". И так весь день. И в кого он такой удался, думают родители и спешат на консультацию к психологу спрашивать, что же делать с мальчиком, мол, совсем отбился от рук: "В садике про него говорят - "золотой ребенок". А как только мы приходим его забирать, он сразу становится другим: "Не хочу и не буду!". Это негативизм - первая составляющая "семизвездия".
Именно он вынуждает ребенка поступать вопреки не только родителям, но
порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять
просьбы других не потому, что ему не хочется, а только потому, что его
об этом попросили. Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций. Я так решил! "Маленькая Оля буквально извела домочадцев своим
упрямством. Если уж она чего-то хочет, то взрослые должны тут же все
бросить и исполнять. Мама говорит по телефону, а Оле нужно именно сейчас
читать вместе с ней книгу. Мама моется в ванной, а Оля желает, чтобы ей
немедленно сделали "хвостики". Объяснения и разговоры не помогают. Если
попросить подождать, будет ныть часами, пока не добьется своего". Пойди туда, не знаю куда "Лиза давно уже научилась есть самостоятельно, а
также одеваться и раздеваться почти без помощи. Но вдруг девочку как
подменили: "Мама принеси!", "Мама, раздень!", "Не буду есть!", "Не хочу
играть!" Все ей не так, все не по душе. С родителями Лизе скучно. Она
старается сделать им наперекор, чем-то досадить. Ну а если отругать, то
такая строптивость проявляется даже с большей силой. В садик идти не
хочу, а потом уже хочу, а потом не хочу уходить..." Я сам "Я сам! САМ! С-А-А-М!" Именно с помощью таких слов
Кирилл пытается самоутвердиться. Даже если ему говорят: "Уходи, ты не
умеешь!", "Оставь - разобьешь" - Кирилл все равно многое хочет делать
самостоятельно. Это сейчас для него важнее всего на свете". Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трехлетнего ребенка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие. Бунт на корабле "С каждым днем протест Маши против родителей
приобретает новые формы: то она вермишель не любит, то причесали не той
расческой, то из садика уходить не хочет…Если что-то не по ней, тут же
"организует" истерику, если мама не поддается - еще одну. В квартире все
постоянно ждут - против чего же еще воспротивится Маша. И родители
поддаются на ее манипуляции, чтобы хотя бы некоторое время в доме было
тихо". Не нужны мне ваши книжки! "Раньше наш Артем был очень усидчивым и
любознательным. Мог подолгу сам рассматривать атлас мира, многое в нем
уже знал наизусть. Любил, когда ему читали, учил на память стихи и
рассказывал их гостям… Но в один момент он как бы потерял ко всему этому
интерес. Сейчас Артему только бы бегать, носиться по квартире и все.
Какие там книги!" Это обесценивание - шестая особенность "семизвездия"
кризиса трех лет. Властелин семьи "В нашей семье растет маленький деспот. Это Шурик. Он
изо всех сил пытается установить над нами власть. Каждый день у нас
"схватка" под названием "кто - кого". Играть так, спать этак, есть вот
то, купить, естественно, все и сразу. Складывается впечатление, что он
просто испытывает нас "на прочность". Не нужно думать, что все эти черты обязательно расцветут во сей красе у вашего трехлетки. Помните: кризис трех лет - это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, - ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего "Я". Первый признак - появление в словарном запасе малыша слова "Я!". Дети начинают себя так называть после двух лет, поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и раньше. КАК НЕ НАДО вести себя родителям с трехлетним ребенком Совет Малыш упрямится? Например, не хочет есть, хоть и голоден? Не упрашивайте его. На глазах у ребенка накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Скорее всего, кроха сядет рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой полностью съест обед. Валерия КУКСА, Журнал "Мир семьи", № 2, 2004 год Нужно показать малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций. Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно отыгрываются в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки пли сопелки по примеру Винни Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя со своим ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них, Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение. Специалисты установили, что если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно. При этом, конечно, нужно помнить, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях. И еще один важный момент, говоря о необходимости терпения и поддержки со стороны родителей, взрослому нужно понимать, что терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений. Для ребенка важно иметь разумный набор ограничений, и слово «нельзя» должно входить в круг известных ему понятий.
• Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля. • Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка. • Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей. Лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое. Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением - может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится - но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет - придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми - и развивается в процессе игры. Чем интересней и активней живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития. «Период «упрямого» кризиса - серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребенком и фундамент для них вы закладываете сами». Журнал "Baby Land" Консультант: Наталья Викторовна Никорчук, психолог ГОУСО РЦ «Талисман» г. Екатеринбурга Источник: http://www.uaua.info | |
Просмотров: 1587 | | |
Всего комментариев: 0 | |