В возрасте 3-6 лет у многих детей возникают
различные детские страхи. И это вполне нормально для этого этапа
развития ребенка, поскольку в этом возрасте воображение ребенка просто
расцветает буйным цветом. Маленькие дети могут бояться всего: темноты,
звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже
если вам кажется, что ваш ребенок пережил через какую-либо пугающую его
ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя несколько дней, или
даже недель, у него могут появиться страхи.
У детей от 7 до 12 лет фобии появляются реже, но они, как правило,
носят более сильный и постоянный характер. Дети этого возраста хорошо
осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного
опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах. Причиной
возникновения фобии может быть как неподходящая для их возраста
информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события,
произошедшие неподалеку от вашего дома ( например, драка или
ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В
своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех
опасностей. К тому же, дети часто обсуждают услышанное или увиденное
между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и
с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это,
в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать
реальности окружающего его мира.
Но, независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или
реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.
Для спокойствия ребенка очень важно, чтобы
родители и другие лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка,
выработали единые правила и были последовательны в их выполнении. Только в этом случае ребёнок получает уверенность в предсказуемости и нерушимости окружающего мира, которая станет стеной от которой можно начать наступление на страхи.
Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка возникла фобия?
Признавайте существование этого страха.Важно дать понять
вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были
ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не
зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом
отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить
дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и
все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он
поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться
ребенку.
Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не
отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но
это же глупо!» или «Такой большой мальчик боится такой ерунды!», вы
заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может
помешать ребенку в дальнейшем говорить об этих страхах, что только
усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.
Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что
вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому.
Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый
растерян и не знает, что делать.
Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь
ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить
решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов,
ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.
Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.
Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку
поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой
жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены
могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они
на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и
реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой,
или возникнут новые.
Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия
усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное
недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.
Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что
же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы:
Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может
начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?
Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти
решение проблемы: «Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать.»
Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной
комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются,
даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в
комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если
начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток,
чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша
задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.